Центр Культуры и Спорта   
"АГАЦУКАН"  

Почти каждый новичок, пришедший на занятия Айкидо, хочет поскорее получить колоритную «юбку-штаны» - хакама. И только после нескольких лет серьезных занятий он достигает первого Кю – уровня, при котором официально можно носить хакама с белым поясом. Сдав на мастерскую степень – дан, – ученик может одевать под хакама уже черный пояс (в некоторых школах хакама могут носить ученики только от первого дана и выше). Не смотря на то, что на территории СНГ счастливых обладателей «черных штанов» уже сотни и тысячи, многие из них, надевая свой новый интересный объект гардероба не знают о его истинном происхождении и значении.

Многие правильные адепты Айкидо всегда носят хакама. При виде же черного пояса, занимающегося только в доги, без хакама, они критично на него смотрят и говорят: доги – это лишь нижнее белье, необходимо всегда носить хакама. С такой логикой все каратисты, дзюдоисты, да и адепты того же Айкидо Томики или Ёсинкан занимаются в трусах! А про спортсменов самбо я вообще молчу. Палка о двух концах. С одной стороны, хакама лишь мешает и отвлекает новичков от тренировочного процесса, с другой стороны, – это непременный элемент традиции, который необходимо чтить и уважать, элемент, культивирующий дух старых японских воинских искусств.

Происхождение хакама описано в разных источниках по-разному.

Официальная версия гласит, что исторически хакама была куском материи, которую древние японцы оборачивали вокруг бедер. Позднее она преобразилась в современный ее вид – длинные широкие штаны в складку, похожие на юбку или шаровары, которую традиционно носили мужчины в неформальной обстановке.

По словам основателя Айкибудо Сэнсэя Алана Флоке, прошедшего не малый путь на поприще японских боевых искусств, хакама изначально одевалась самураями под доспех. Широкие штанины обматывались вокруг ноги и защищали кожу и кость от жестких доспехов, которые могли сильно натереть или поранить плоть при длительных конных или пеших переходах. В последствии, хакама стала традиционным элементом гардероба средневекового самурая, одним из символов принадлежности к элитному сословию японских воинов. 

Уровень официальности хакама зависит от ткани и расцветки. В Средние века их ежедневное ношение разрешалось лишь кугэ, самураям и священникам, простолюдинам же разрешалось надевать их лишь в исключительных случаях (например, в день собственной свадьбы). Готовясь к бою, самураи ниже колен стягивали хакама поножами или обмотками.

Хакама красного цвета с белым верхом считается женским религиозным одеянием в Синто и Омото. В Будо хакама чаще всего черного цвета или синих оттенков. В большинстве школ хакама является символом мастерства и ее разрешается носить лишь с определенного технического уровня занимающегося.

 

Спинкой хакама служит специальная дощечка – коси ита («поясничная дощечка»), приложенная к пояснице, чтобы хакама лучше сидела. Коси ита также делает фигуру стройнее.

Интересен тот факт, что в хакама, используемых в боевых искусствах, существует 7 складок. Каждая из этих складок имеет свое символическое значение. Складки, по словам Основателя Айкидо, символизируют семь добродетелей Будо:

- дзин (доброжелательность);

- ги (честь или справедливость);

- рэй (вежливость и этикет);

- чи (мудрость);

- син (искренность);

- чю (преданность);

- ко (благочестие).

О-Сэнсэй говорил: «Мы находим эти качества в уважаемых самураях прошлого. Хакама заставляет нас задуматься о природе истинного бусидо».

Тем самым, облачение в хакама символизирует традиции, передаваемые из поколения в поколение.

Всего существовало четыре вида хакамы:

- Хакама с двумя штанинами, используемая ныне в боевых искусствах - дзеба хакама. Этот вид хакама использовался всадниками для езды верхом. Длинной она была от пояса до щиколоток. И носили этот вид хакама в основном самураи.

- Для особых случаев существовала укороченная версия хакама, прикрывавшая ноги не полностью (подобно шортам).

- Также существовала хакама, в которой не было разделения на штанины. По сути это была просто длинная юбка.

- Четвертая разновидность хакама– полная противоположность второму типу.

Это очень длинная хакама, без разделения на штанины, одеваемая на аудиенции к Сёгуну или Императору. Она имела длину 3 - 4,5 метра и перемещение в ней могло осуществляться только в сикко (на коленях). В ней нельзя было спрятать оружие, а скованность движений не позволяла неожиданно атаковать. Даже для того что бы просто облачиться в неё, требовалась помощь по крайней мере одного человека.

Сэнсэй Кацуюки Кондо, мой учитель, много рассказывал про значение хакама в искусстве Дайто Рю Айкидзюдзюцу. В Дайто Рю, как древнем искусстве самураев клана Такеда, хакама появилась благодаря традициям предков. По словам Кондо Сэнсэя, хакама – это одежда, которую полагается носить по этикету. В наши дни мужчины могут носить хакама после получения степени шодан, женщины иногда могут носить хакама сразу, начиная с момента начала занятий, однако часто это лишь осложняет процесс обучения, скрывая движения ног и сковывая новичка. Часто в залах Дайто Рю Айкидзюдзюцу адепты, даже будучи черными поясами, не одевают хакама вообще (особенно это относится к европейцам). По Словам Кондо-Сэнсэя, носить хакама или не носить – это правило конкретного додзе, однако, если ученик хочет показать свое уважение и почтение к учителю, то он должен непременно одевать хакама. Сам Сэнсэй практически никогда не одевает хакама, мотивируя это тем, что она может скрыть некоторые нюансы движений ног.

Журнал "Kimo.Docs"
декабрь 2012г.
Копин Станислав





Внимание! При использовании данного материала обязательна активная гиперссылка на наш сайт agatsukan.ru