Центр Культуры и Спорта   
"АГАЦУКАН"  

Кейсетсу Ёсимару и Юкиеси Сагава
Кейсетсу Ёсимару изучал Дайто Рю под руководством Юкиеси Сагава с 1961 по 1976 годы, после чего он вышел из состава Сагава-Додзё. Он продолжил свои занятия в китайских боевых искусствах и других видах будо, таких как отдельная ветка Дайто Рю, возглавляемая Какиеси Ямамото, вероятно, последним учеником Сокаку Такеда. В дальнейшем, Кейсетсу Ёсимару учредил свою собственную организацию «Айки Рентайкай» (合気練体会).

Кейсетсу написал ряд интереснейших книг на японском языке. Он и по сей день продолжает оставаться противоречивой фигурой в мире Дайто Рю. Наиболее интересным материалом является его коллекция высказываний Сэнсэя Юкиеси Сагава, большая часть из которых никогда не переводилась с японского языка до этого.

Юкиеси Сагава начал тренироваться под руководством Сокаку Такеда в 1914 году, примерно за год до того, как Морихей Уэсиба встретил Такеда Сэнсэя в гостинице «Хисада Ин» на Хокайдо. Однажды его кандидатура даже рассматривалась на роль преемника главы школы Дайто.

Высказывания, приведенные ниже, взяты из обобщения издания «Айкидо но Оги» (合氣道の奥義 / “The Secrets of Aikido”) – «Айки но Рэнтай» (合気之錬体 / “The Conditioned Body of Aiki”). Эта часть высказываний Сэнсэя Юкиеси Сагава касается закалки и тренировки тела для целей Айки.

Для начала приведем несколько кратких высказываний на тему Айки и Айки-аге («Кокю Тандэн Хо») другого ученика Юкиеси Сагава:

«В Додзе занимаются люди, которые привыкли поднимать свои руки по-разному. Даже можно сказать, что все люди уникальны в этом процессе.

Что же касается различных способов захватов и так далее, то это не имеет особого значения. Важно то, как вы поднимаете свои руки.

Во время тренировок людям часто рекомендуют расслабить плечи. Это очень важно. Но как правильно расслабить плечи? Этому не учат даже в Сагава-Додзе. Каждый должен изучать это самостоятельно. Тем не менее, именно через самостоятельные исследования вы учитесь видеть свои ошибки.

Айки-аге в Сагава-Додзе выглядит следующим образом. Не сгибая свои запястья, приведите локти к туловищу, «закрыв подмышки», сфокусируйте свою силу в точках, в которых вас захватили (Айки – это внутреннее ощущение и почувствовать это нелегко), расслабьте плечи, и, не изменяя позиции тела, поднимите руки. Это все.

А теперь, пару слов насчет Айки. Прежде всего, в Сагава-Додзе понятие «физическая сила» (力 / “тикара”) и Айки совершенно не связаны. И, говоря о «силе», мы имеем в виду не ту силу, которую используем в повседневной жизни. Тип силы, которую мы используем в боевых искусствах (武術的な力 / “будзюцу-теки на тикара») еще иногда называют «силой мышц-разгибателей».

Первое, чему новички учатся, приходя на занятие, это так называемая «Боевая Сила». Они изучают эффективные способы использования физической силы, чтобы заложить прочный фундамент для практики Айки.

Если ученик способный, он может уловить принципы Айки, хотя большинство людей не понимают этого метода. Однако, если вы не заложили крепкий фундамент (в развитии физического тела и необходимых групп мышц), интуиция и способности вам не помогут.

Часто занимающиеся не понимают суть Айки. Они рассчитывают (при отработке приемов)  только на силу своих мышц тела. Дело в том, что при взгляде со стороны движение, совершаемое только за счет физической силы, очень похоже на движение, совершаемое в стиле Айки. Многие из «черных поясов» сталкиваются с подобной проблемой (в процессе тренировок).

Но Айки в Сагава-Додзе – это нечто совершенно другое. Сэнсэй часто говорил, что, если вы не поменяете свое мышление (настроите свое сознание соответствующим образом), то будете не в состоянии уловить, что такое Айки. Так или иначе, Айки – это надстройка к базовым упражнениям (в развитии необходимой мускулатуры).

Я думаю, что единственный способ понять (что такое Айки) – это постоянные тренировки и изменение собственного мышления».

Юкиеси Сагава в возрасте 30 лет.

Айки но Рэнтай

Юкиеси Сагава Сэнсэй говорил, что цель тренировок – создание тренированного «Тела Айки» (Айки но Рэнтай). Можно сказать, что цель тренировок – это научиться применять Айки в различных ситуациях, но нам нужно стремиться к более высокому уровню практики – культивированию «Тела Айки». Далее идут тезисы на тему «Айки но Рэнтай».

Про базовую тренировку физического тела.

4 июля 1964 года.

Хорошо иметь физическую силу. Хорошо до тех пор, пока вы не перенапрягайтесь и не делаете технику только за счет нее.

15 ноября 1965 года.

Если вы тренируетесь, то вы постоянно остаетесь в форме. У меня такие руки, потому что я непрерывно тренируюсь.

25 августа 1965 года.

Особое внимание уделите тренировке суставов и сухожилий – лодыжек, коленей, тазобедренных суставов. И вы обязательно должны укреплять запястья.

25 августа 1965 года.

В конце концов, если тело не тренировано, то, даже если вас обучали (техникам), вы ничего не сможете применить. Это проблема построения тела.

19 января 1966 года.

Тренировка ног и бедер – это путь к прогрессу. Это заключение, к которому я пришел после долгих лет практики.

8 января 1967 года.

При использовании меча сила запястий (хват) и предплечий очень важна.

Хенко в Сагава-Додзе – надпись гласит: «Так называемое «Тай но Хенко» – тренировка в изменении направления тела по осям обоих стоп. Здесь мы видим метод поднимания рук под углом перед собой – Айки-аге».                                                            Hiden Budo & Bujutsu Magazine – Masaru Takahashi, июнь 2008.

14 марта 1966 года.

Вы не сможете выполнять технику, если ваше тело не развито. С недавних пор я стал тренироваться немного меньше, но я продолжаю выполнять Хенко Аси (変更足) 3000 раз в день. Я также стараюсь выполнять все упражнения с мечом, шестом, копьем и тренируюсь в нанесении ударов в обычном режиме. Если вы не выполняете все это ежедневно, вы не можете называть себя Будзюцу-ка (практик воинских искусств). Именно поэтому я уверен, что могу принять вызов в любое время. Конечно, ты не сможешь применить что-то, если давно этого не практиковал.

22 августа 1968 года.

«Субури» (махи мечом, боккэном, танрэнбо, фурибо и т.д.). Укрепляйте тело. Делайте махи слева и справа, меняйте стоку при ударе, выставляя вперед то левую, то правую ногу. Сперва не сильно напрягайтесь при махах. В дальнейшем, исследуйте способы концентрации силы на кончике меча. Только после 100 тысяч махов вы начнете достигать пределов своего тела.

19 сентября 1974 года.

Если вы используйте меч, то Субури – ваша база. Вынесите меч перед собой и сделайте большое прорубающее движение вперед-вниз без особого напряжения. Делайте это не менее 300 раз в день. Если вы не практиковали этого хотя бы в течение 3 лет, эффекта не будет. 

Фурибо в Сагава Додзе: Фурибо справа было любимым в тренировках Сагава Сэнсэя (иллюстрации из Hiden Budo & Bujutsu Magazine – Masaru Takahashi, июнь 2008).

6 августа 1971 года.

Если вы регулярно практикуете махи Фурибо (*большая дубина для тренировки силы и закалки тела), вы сможете делать это упражнение практически бесконечно. Однажды я сделал 700 махов за один подход.

21 октября 1968 года.

Важно концентрировать силу в предплечьях. Упражнения типа махов с Фурибо эффективны, но не ждите особых результатов от 6 месяцев до года занятий.

24 мая 1964 года.

Чтобы стать сильным, необходимо тренировать хватку левой руки.

24 октября 1964 года.

В конце концов, развитие тела – это наиболее важная вещь. (Помимо всего прочего) тренировка в Хенко Аси очень важна. Следует разворачиваться на подушечках пальцев ног.

Кейсецу Есимару демонстрирует Айки-аге “The Science of Aikido” (合氣道の科学). •	Верхний рисунок: устные наставления Сокаку Такеда – «Откройте кисть словно утренний цеток (Asagao / 朝顔)». •	Средний рисунок: Ретэ дори Айки-аге – Тори хватает обе руки Уке сильным хватом. Уке сразу же раскрывает ладонь, вытягивая пальцы. •	Нижний рисунок: поверните слегка предплечья, спроецируйте проникающую силу (тоутецу-рики/ 透徹力), воздействуя на центр тяжести Уке. Если вы продолжите таким образом выводить из равновесия, то получится техника «Тенчи-наге».

9 января 1970 года.

Самое важно в применении Айки – это ноги. Вы должны развить мышцы в необходимых областях бедер и ног в тренировках «Хенко».

29 июня 1970 года.

В Аге-те (метод поднятия собственных рук, используемый в Дайто Рю) самое важное – это развитое тело.

28 декабря 1970 года.

Во время тренировки тела, если вы должны мысленно представлять, для чего вы это делаете. В противном случае успехи будут не велики.

23 июля 1971 года.

Способ, которым я укрепил свое тело – это отжимания. Со времен, когда я был подростком, я делал 1500 отжиманий в день. Поэтому мое тело стало единым. Важно продолжать тренировать какой-либо метод закалки тела не менее 3 лет. Субури, например.

5 апреля 1971 года.

Не хорошо, если на бедрах нет мышц. Закалка и тренировка тела значит построение необходимых групп мышц.

Июль (без даты) 1970 года.

Мышц бедер и брюшного пресса должны быть очень сильными, ваше движение должно начинаться именно с них. Если у вас слабые бедра и пресс, вы не сможете выполнять техники эффективно. Тем не менее, много жира в бедрах и теле – тоже не допустимо.

26 июля 1971 года.

Если вы тренируетесь лишь в работе с тяжестями (европ. бодибилдинг и пауэрлифтинг), то наиболее важные группы мышц, ответственные за выполнение техник, не будут получать необходимой тренировки и станут слабыми. Это разные группы мышц, и, если вы тренируете только одну группу, другая становится слабой. При занятиях бодибилдингом (поднятием тяжестей и закачкой мускулатуры) мышцы, ответственные за проецирование вашей силы, становятся слабыми, так как не получают должной тренировки.

Сикко в Сагава-Додзе и Сикко в Сумо. Hiden Budo & Bujutsu Magazine – Masaru Takahashi, июнь 2008. •	«Господин Сакума, изображенный на иллюстрации сверху, получал прямые наставления в Сико от Сагава Сохана. Он жестко ставит стопу, опуская вес тела, сохраняя при этом жесткую конструкцию своей позиции». •	«В Сумо Сико  также очень важно сохранить баланс, когда одна нога высоко поднята, но в Сагава-Додзе особое внимание уделяется именно моменту постановки ноги на пол».

10 января 1971 года.

Говоря о построении своего тела, мы имеем в виду построение такого тела, которое можно было бы максимально использовать для применения Айки. Ваше тело должно стать непреступной крепостью для врага.

*Замечание переводчика на английский: в дополнение, Сико (四股) играет большую роль в обучении. Сэнсэй рассказывал, что однажды он сделал это упражнение 1500 раз и был в силах продолжать.

20 апреля 1964 года.

Оно (тело) двигается как одно целое. Руки наполнены, а плечи расслаблены.

25 апреля 1964 года.

Даже после того, как вы уже применили технику, ноги должны оставаться наполненными (в тонусе, некотором напряжении).

24 февраля 1965 года.

Тело наполнено. Если вы двигаетесь с наполненным телом, они (противники) будут падать.

3 сентября 1968 года.

Тело Айки – это единение предплечий, ног и туловища.

8 января 1975 года.

Про ноги. В актерском мастерстве или танцах, обычно, переносят вес на заднюю ногу, выпрямляя переднее колено, но в Айки вы переносите вес на переднюю ногу, сгибая колено.

21 сентября 1973 года.

Тело Айки работает, как натянутая струна. Какое бы движение вы не совершали, продолжайте его выполнять с этим ощущением.

*Замечание переводчика на английский: это утверждение относится по большей части к жесткому контролю мышц-разгибателей.

Кейсетсу Есимару

Устные наставления Сэнсэя Юкиеси Сагава.

Цель подготовки тела – создание Тела Айки (合気の体).

21 ноября 1974 года.

В конце концов, основная цель техник – развития Тела Айки. Если вы развили Тело Айки, тогда не важно, какое движение вы совершаете, оно всегда будет Айки.

12 января 1975 года.

Когда я двигаюсь, мое движение – это Айки. Основная цель тренировок – это создание Тела Айки. И дело не только в техниках. Все тело становиться Айки.

*Замечание переводчика на английский: Морихей Уэсиба часто говорил: «Когда я двигаюсь, рождаются техники(動けば技が生まれる)».

Замечания и утверждения Сэнсэя Юкиеси Сагава.

8 февраля 1971 года.

Исследования очень важны. Утверждать, что нечто правильно, не достаточно. Даже сейчас я продолжаю свои исследования. Если вы постоянно находитесь в поиске и исследуете, то, в конце концов, поймете истину.

9 января 1970 года.

Мой бывший учитель (Сокаку Такеда) любил повторять: «Еще раз, еще раз»! Если к нему приходили обучаться якудза или другие аферисты, он им сразу не отказывал. Он хорошенько их захватывал и, мягко говоря, «делал больно». Аферист со шрамами на лице, однажды, заявился в Кокубундзи, но, не выдержав (подобного рода тренировок), скрылся через два дня.

5 января 1971 года.

Если противник начал сопротивляться, сделаете внезапное изменение в точке блокировки.

25 августа 1967 года.

Мой учитель (Такеда Сокаку) не особо заботился о том, сколько силы было вложено в технику. Наверное, потому что его тело было очень маленьким, он был так искусен в методах наведения ужаса на своего противника с самого начала.

Юкиеси Сагава тренируется с копьем

12 мая 1971 года.

Не важно, кто противостоял Сэнсэю Такеда, он всегда вкладывал все свою силу при выполнении техники. Он так и меня учил. Невозможно выполнить технику, если допустить хотя бы мысль о том, что противник может ускользнуть. Необходимо действовать в жесткой и решительной манере до самого конца.

6 августа 1971 года.

Мой учитель был очень скрупулезной личностью. Когда он жил в моем доме, он работал все ночь, делая карамель. Он останавливался лишь тогда, когда дело было полностью выполнено, обычно, к утру. Вот история от моего отца: «однажды, когда я пошел проведать Сэнсэя, он наблюдал за тренировкой, шлифуя подносы. Он занимался этим в течение 3 дней и 2 ночей, останавливаясь лишь тогда, когда подносы начинали ярко блестеть. После этого он даже не брал их в руки!». Тщательность такого типа очень важна.

28 июня 1965 года.

Я смог так выполнять техники, когда мне было за сорок. Когда мне было около 30 лет, я вкладывал очень много силы в свои техники. Раньше, когда я не применял силы, а делал лишь движение в стиле Айки, мой противник не падал.

30 октября 1973 года.

Если вы не можете сделать некоторые вещи для начала, не стоит приступать к выполнению техник. Вы не сможете их выполнять, не понимая базовые принципы. Только лишь копируя техники, вы потерпите неудачу. Если какая-то конкретная техника не является вашей фирменной, всегда наступит такой момент, когда вы не сможете ее применить. Практикуясь в своих фирменных (излюбленных) техниках, вы начнете постигать базовые принципы.

8 января 1967 года.

Воины прошлого держали свои зонты в левой руке. Они также несли свои кейкоги (тренировочная одежда) левой рукой. Правая рука (доминирующая) использовалась для отражения возможных атак врагов (и должна была оставаться свободной). Поэтому было необходимо тренировать левую руку (для переноски одежды и предметов).

Курсив в скобках – комментарии русского переводчика.

Автор: Кейсетсу Ёсимару.
Перевод на английский: Кристофер Ли.
Перевод на русский: Копин Станислав.
Клуб восточных единоборств и культуры «Агацукан», декабрь 2013 года.

Внимание! При использовании данного материала обязательна активная гиперссылка на наш сайт agatsukan.ru