Центр Культуры и Спорта   
"АГАЦУКАН"  

Беседа с Кацуюки Кондо Сэнсэем состоялась во время его семинара в Москве 4-6 октября 2013 года.

Кондо Кацуюки родился в Токио в 1945 году. Он начал свое обучение Дайто-рю Айкидзюдзюцу у одного из ведущих учеников Сокаку Такеды, Хосоно Цунеджиро. Позже Кондо Кацуюки стал студентом Ёсида Котаро, который был Кёдзю Даири у Сокаку Такеды. В 1964 году Кондо Сэнсэй создал клуб в технологическом институте Чиба вместе с Ёсида Котаро. С июля 1966 года Кондо Кацуюки стал ездить на Хоккайдо к Токимуне Такеда. Он обучался Дайто-рю Айки Дзюдзюцу у Токимуне Такеда тридцать два года. В 1988 году Токимуне Такеда назначил Кондо Кацуюки главой всех филиалов в Токио, а также Сокэ Дайри и Каигаи Хомбучо по Дайто-рю Айкибудо. В том же году Кацуюки Кондо получил Мэнке Кайдэн по Дайто-рю (полная передача знаний школы) из рук Такеда Токимуне.

Сэнсэй, не могли бы Вы кратко рассказать о школе Дайто-рю.

На этот вопрос очень сложно ответить кратко, мы могли бы беседовать часами на тему истории Дайто-Рю. Очевидно, истоки Дайто-Рю следует искать в клане Минамото. По легенде, основоположником искусства являлся Синра Сабуро Минамото но Есимицу, потомок в шестом поколении императора Сэйва. В то время семья Минамото была одним из главных правящих кланов Японии, и из неё вышли многие известные буси (воины) и правители. Современная (доказанная) история Дайто-Рю берет начало в эпоху Сэнгоку Дзидай в семье Такеда, где традиции искусства передавались из поколения в поколение вплоть до периода Мейдзи. В конце 19 века в этой семье появился человек по имени Такеда Сокаку, который стал первым официальным Сенсеем Дайто-Рю. Как говорят, что не было бы Айкидо без Сенсея Морихея Уэсиба, так не было бы и Дайто-Рю без Такеда Сокаку. Его сын, Такеда Токимуне стал правопреемником и моим непосредственным учителем в данном искусстве. Он систематизировал систему занятий и стал обучать в своем собственном Додзе.

Расскажите, каковы были тренировки в Дайтокан.

Дайтокан – это Хомбу додзе Сэнсэя Такеда Токимуне, который располагался в Абасири, Хоккайдо. На занятиях в Дайтокан Додзё не было понятия Айкидзюдзюцу, сенсей Токимунэ про это ничего не говорил. Он объяснял только искусство Дайто-Рю Дзюдзюцу. Тренировки на 100 процентов состояли из отработки техник Дзюдзюцу. Вы могли в этом убедиться, когда я показывал на семинаре в Кацууре видео занятий Сэнсэя Токимунэ. Его техника исполнялась в силовой и жесткой манере. Токимуне Сэнсэй считал Айкидзюдзюцу неким сокровищем, которое следует оберегать. И если ученик бросал занятия и уходил из школы, он не мог вынести или украсть оттуда главной ценности, идеи искусства. Поэтому он не объяснял этого даже в собственном Додзё.

Расскажите о системе передачи знаний в Дайто-Рю. Как это было раньше, во времена семьи Такеда?

У Сокаку Такеда не было своего Додзё. Он проводил семинары, странствуя по всей Японии от Хоккайдо до Кюсю и Окинавы. Один семинар длился 10 дней. Каждый посетивший отмечался в его списках – «Эймероку». В семье Такеда знания передавались от отца к сыну. Но у Токимуне Такеда сыновей не было. Ему пришлось передать все свои знания ученикам.

Были ли какие-то экзамены?

Не было никаких экзаменов, более того, не присваивали даже даны. Была система передачи свитков - мокуроку, которые ученик получал по прохождении очередного технического курса. Всего было 6 таких свитков, первый из которых – Хидэн Мокуроку. Даны стал присваивать только Токимунэ Сэнсэй примерно с 1955 года.

В Шимбукан Додзё очень много внимания уделяется физической подготовке. Так ли это было во времена Такеда Токимуне Сэнсэя??

В Дайтокане на занятиях такого не было. Только отработка техники.

Как по вашему мнению, возможно ли совмещение изучения Дайто-Рю и других БИ?

Возможно. Совмещать можно с любыми видами, но предпочтительно, чтобы вы изучали меч. Если выбираете, с каратэ вам совмещать или с чем-то еще, то лучше выбирайте меч.

Вы встречались с Морихеем Уэсиба?

Да, конечно, и даже тренировались. Когда мне было 19 лет, я заведовал секцией Айкидо в университете. В какой-то момент я понял, что достиг своего предела, и тогда Токимуне Сэнсэй написал мне рекомендательное письмо к Уэсиба Сэнсэю. Когда я пришел на тренировку, Уэсиба Сэнсэй объяснял техники с дзё. Он попросил меня схватить кончик дзё, после чего я сразу же был брошен на татами. Тогда мне пришлось не сладко (смёётся).

Сегодня все большую популярность набирают ММА и смешанные единоборства. Как, по-вашему, возможно ли выживание традиционных воинских искусств в современных условиях при такой конкуренции и разнообразии методов??

В Японии существует специальная организация – Нихон Кобудо Кёкай (и другие), которая занимается сохранением и развитием старинных видов воинских искусств на правительственном уровне. Эти искусства являются для нас культурным наследием предков.

Сэнсэй, Вы уже второй раз приезжайте в Россию, какое мнение у Вас складывается о Ваших русских учениках?

Я много где бывал заграницей со своими семинарами, и практически везде я вижу своеобразный микс из техник Дайто-Рю и других видов единоборств. Берут немного отсюда, немного оттуда, смешивают Дайто с просто Айкидо или Айкибудо, получается некая путаница. В России вы соблюдайте все самые важные принципы искусства. В этом я убедился, когда приехал сюда впервые в прошлом году. Если бы я увидел, что у вас такая же каша, я бы наверно не приехал больше. Сегодня на семинаре я смотрел демонстрации техник в исполнении русских учеников, и мы с Масаюки Сэнсэем, посоветовавшись, пришли к выводу, что и исправлять-то особо нечего. Очевидно, что русские Сэнсэи сами понимают искусство и, что немало важно, умеют передать его другим, объясняя доходчиво. Это очень здорово. Теперь я задумываюсь, не наведаться ли к вам еще раз(улыбается).

Скажите, как стоит относиться к ученикам, которые хотят заниматься чем-то еще помимо Дайто-Рю?

Пусть занимаются. Пусть они занимаются Дайто-Рю отдельно, а отдельно другими видами. А если они соберутся заниматься какими-то искусствами работы с мечом, то это наоборот очень приветствуется.

Хотели ли бы вы что-нибудь добавить или пожелать русским адептам Дайто-Рю?

Напутствие инструкторам: самое главное в Додзё – это безопасность занятий. Недопустимы травмы или другие повреждения. За этим необходимо всегда следить. Это не менее важно, чем выполнение самих техник. Всему есть предел. Вы не можете давать сложные приемы новичкам, также как не можете требовать от них выполнения и сложных вариантов страховок.

Страховки бывают различной степени сложности. На первых ступенях – это мягкое укеми, когда ваш партнер по тренировке всегда подстрахует, подтянет вас, если нужно. Уровни 4-5 это когда вы, например, падаете с велосипеда, и вас некому страховать. В Додзе должны присутствовать укеми не выше 2 уровня. Безопасность и здоровье на тренировках превыше всего.

Сэнсэй, спасибо Вам за интересную беседу.

Авторы статьи: Бодренко Е.А., Копин С.А.
4-6 октября 2013 года.

Внимание! При использовании данного материала обязательна активная гиперссылка на наш сайт agatsukan.ru